Двe крупныe кoмпaнии – из Китaя и Укрaины – пoдписaли дoкумeнт, нa oснoвaнии кoтoрoгo нaмeрeны рeaлизoвaть сoвмeстныe прoeкты сooружeния пoртa нa территории Крыма и реконструировать в Севастополе рыбный порт. В роли партнеров намерены выступить с китайской стороны компания Beijing Interoceanic Canal Investment Management Co., Ltd, а с украинской — "Киевгидроинвест", которой принадлежит разработка проектов. Китайская компания в настоящее время располагает солидным портфелем, в котором, помимо прочих заказов, имеется инвестиционный проект строительства канала на территории Никарагуа на сумму в 50 миллиардов долларов.
Подписание документов состоялось в четверг, первоначально достигнута договоренность о проведении первого этапа работ стоимостью в три миллиарда долларов, из которых половина суммы инвестируется государством, что освобождает правительство от необходимости давать китайскому инвестору государственные гарантии.
Новый порт будет сооружаться на суше, в непосредственной близости от озера Богайлы. После завершения работ по созданию инфраструктуры и огромного сухого дока строители разрушат часть косы, которая в настоящее время отделяет озеро от моря. «Сухое» строительство позволит создать порт с глубиной до 25 метров, соединенный с морем 9-километровым каналом для прохода судов крупного размера. В проект заложен прогнозируемый оборот порта в 140 и более миллионов тонн в год с терминалом погрузки контейнеров на 4,5 миллиона тонн, зерновым терминалом на 10 миллионов тонн, терминалами генеральных и сыпучих грузов. Особенно важно то, что в настоящее время этот проект – единственный, предусматривающий создание глубоководного порта, какими не располагают страны черноморского бассейна. Это позволяет рассчитывать на придание порту функционального статуса HUB, то есть оператора перераспределения грузопотоков, способного работать с судами межконтинентальных маршрутов. Из действующих на побережьях Черного моря портов нет ни одного, который можно было бы углубить до необходимого масштаба – стоимость таких работ очень высока. Сооружение нового порта «сухим» способом позволяет полностью привести его в соответствие с этими требованиями. Извлечение кубометра грунта с морского дна обходится примерно в 40 долларов, и при «сухом» строительстве – примерно в один доллар. Проект позволит развернуть на месте работ серьезную инфраструктуру и обеспечит прилегающие территории большим количеством постоянных рабочих мест. С точки зрения китайской компании, новый порт сможет обеспечить грузопотоки, направляемые из страны в сторону Европы.